Детская речь — это одна из самых важных психических функций, которая позволяет ребенку думать, взрослеть и общаться, а правильное и четкое произношение — необходимое условие для наиболее успешного обучения и развития.
Речь начинает формироваться еще в раннем детстве, а правильное звукопроизношение окончательно сформировывается к 5 годам.
Но уже в школьном возрасте, когда звукопроизношение окончательно закреплено, исправить недостатки речи становится намного труднее. Поэтому чем раньше ребенок начнет посещать логопедические занятия, тем быстрее у него будет формироваться чистая и красивая речь.
Нужна ли Вашему ребенку помощь логопеда? Пройдите тест!
Если Вашему ребенку от 2 до 6 лет
- Ваш ребенок уже разговаривает в 3 года?
- Использует ли ребенок в общении больше мимику и жесты, чем слова?
- Называют ли Вашего ребенка неговорящим «молчуном»?
- Ваш ребенок использует в речи аморфные слова или слова-заменители?
- Речь Вашего малыша (в 3 года) непонятна для окружающих?
- Словарный запас Вашего ребенка скорее маленький, чем большой?
- Ваш ребенок неправильно согласует слова?
- Ваш ребенок крайне редко использует в речи предлоги?
- Ваш ребенок неправильно произносит звуки речи в соответствии с возрастной нормой (при нормальном строение артикуляторного аппарата)?
- Ваш ребенок готовится к поступлению в школу?
Если Ваш ребенок уже школьник
- Школьник неправильно произносит звуки (картавит, шепелявит)?
- Ребенок испытывает трудности в овладении письмом (дисграфия), чтении (дислексия)?
- Ребенок совершает «ошибки по-невнимательности», пропускает и переставляет буквы в словах при письме и чтении, недописывает слова, не ставит точки в конце предложения?
- Школьник читает медленно и монотонно и часто сам додумывает конец предложения?
- Ученик 5-11 класса выучил и знаком с правилом, но не использует его при письме, и это служит причиной плохих оценок по русскому языку.
Если на большинство вопросов Вы ответили положительно, то ребенку необходим логопед
Как проходит логопедическое занятие с ребенком?
На первом занятии логопед проводит диагностику звукопроизношения. Если ребенок не разговаривает, то специалист оценивает уровень его пассивного словаря, определяет какие именно слова-предметы, глаголы, прилагательные и предлоги понимает малыш. Если ребенок уже начал разговаривать, то в этом случае логопед оценивает уровень активного словаря. Первое занятие с логопедом включает проверку органов артикуляции:
- строение зубов
- прикус
- мышечный тонус языка
- подъязычная уздечка
Во всех случаях специалист проводит диагностику, выявляет проблему и в зависимости от возраста начинает работу по постановке звуков и автоматизации их в речи.
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс.
В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок. Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.