Ключевая особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды), в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.
Свобода и самостоятельность позволяют ребенку познавать мир в своем собственном темпе, чувствовать себя независимым, развивают устойчивый интерес к познавательной деятельности. В силу этого, роль взрослого значительно отличается от привычной: он не ведет ребенка, а сам идет за ним. Взрослый руководит самостоятельной деятельностью детей в развивающей среде, помогает им сосредоточиться на интересной для них работе и внимательно следит за достижениями ребенка.
Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме.
Занятия по методике Монтессори не похожи на традиционный урок.
Монтессори-материалы позволяют ребенку самому увидеть и исправить свои ошибки. Роль Монтессори-куратора состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.
Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. А также уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.
Преимущества методики
- Гуманизм. Система полностью обращена к ребенку. Авторитаризм в ней отсутствует как таковой.
- Максимальная индивидуализация. Методика позволяет учитывать психологические особенности каждого ребенка.
- Высокая мотивация деятельности. Ребенок испытывает удовольствие от познавательной деятельности, потому что поступает не по чьему-то указанию, а по собственному желанию.
- Развитие самостоятельности. С самого раннего возраста методика позволяет ребенку действовать независимо от взрослых.
- Формирование высокой самооценки, творческого мышления.
- Профилактика психосоматических заболеваний. Методика относится к разряду методик, сберегающих здоровье. В РАН числится при кафедре охраны здоровья.